Фактор времени: инновации дают медработникам больше времени для ухода за пациентами и помогают поддерживать баланс в собственной жизни
Конец года – самое подходящее время для подведения итогов. Для многих из нас 2021 год стал еще одним годом неопределенности. Но есть люди, которые столкнулись с беспрецедентными проблемами: это медицинские работники. Всемирная организация здравоохранения назвала 2020 год – Годом работников сестринских и акушерских служб, а 2021-й – Годом медико-социальных работников в честь тех настоящих героев, которые живут среди нас.
Из-за COVID-19 здравоохранение стало главной темой политической повестки дня. Пандемия показала, что устойчивость систем здравоохранения необходимо рассматривать как один из важнейших критериев оценки их эффективности наряду с доступностью, справедливостью, качеством обслуживания и производительностью.
И время – самый дефицитный ресурс, поскольку спрос на услуги систем здравоохранения растет экспоненциально из-за сочетания кризиса здравоохранения, синдемического эффекта и меняющейся демографии.
Чтобы решить эту проблему, мы должны думать о том, как расширить этот ресурс, уменьшить нагрузку и увеличить продуктивность, получив больше времени для ухода за больными.
Пока мы идем к тому моменту, когда сможем переломить ситуацию с пандемией, медицинские службы продолжают испытывать серьезное давление из-за синдемии и выросших очередей на диагностику и лечение. Сюда входит и поток пациентов с уже существующими заболеваниями, которые могли остаться без диагностики и лечения.
…пандемия создала ситуацию, в котором другие болезни могут оставаться невыявленными и не лечиться. Это означает, что мы столкнулись с синдемией – сочетанием болезней, в котором эпидемия объединяется и взаимодействует с уже существующими заболеваниями. Синдемический эффект явно прослеживается по тому факту, что люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями и лежащими в их основе факторами риска с большей вероятностью заболевают тяжелой формой COVID-19, – доклад Devex, подготовленный доктором Энн Аэртс, доктором Фаусто Дж Пинто и Еленой Бонфилиоли.
К этому добавляется растущая проблема старения населения. По данным Европейской комиссии, к 2030 году каждому четвертому европейцу будет 65 лет или больше, а 40% людей в этой возрастной группе, как правило, имеют минимум два хронических заболевания. Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), которой уже страдают более 300 миллионов человек во всем мире, станет основной причиной смерти в ближайшие 12 лет.
Устойчивость систем здравоохранения в конечном итоге будет зависеть от способности медицинских работников справляться с встающими перед ними задачами. Я знаю, что у медиков всегда бывали дни, когда приходилось работать на пределе возможностей. Но с распространением кризиса здравоохранения такая нагрузка стала для них обычной.
Так как же мы можем облегчить это давление и дать врачам больше времени для ухода за больными?
Одна из ключевых составляющих решения этой проблемы – обеспечение медицинских работников инновациями, которые действительно способствуют «росту времени»: упрощение администрирования, автоматизация отдельных задач, облегчение требований к вводу данных, автоматизация некоторых процессов при сохранении контроля и повышение эффективности консультаций. В конечном счете, это позволяет работникам первой линии сосредоточиться на том, что они умеют делать лучше всего: на заботе о пациентах. Это также помогает дать медперсоналу время, необходимое для отдыха и заботы о собственном благополучии.
Доктор Эрик Топол, кардиолог и автор книги «Глубокая медицина» (Deep Medicine), после длительной работы с инструментами на основе ИИ красноречиво заметил: «Если мы сможем повысить эффективность работы человека как на уровне врача, так и на уровне пациента, причем в беспрецедентных масштабах, тогда мы сможем получить больше времени».
И по мере того, как системы здравоохранения ускоряют переход к цифровым технологиям, мы уже видим удивительные реальные подтверждения этому по всей Европе.
Мониторинг, прогнозирование и вмешательство в режиме реального времени для сохранения здоровья пациентов и предотвращения их госпитализации
Медицинские организации по всему миру имеют возможность применять стратегии, основанные на профилактических данных. Это критически важно с точки зрения защиты персонала, повышения эффективности и улучшения качества жизни пациентов. Как отмечает компания McKinsey в своем глобальном отчете «Приоритет здоровью: рецепт процветания» (Prioritizing health: A prescription for prosperity): «Наши исследования показывают, что две трети возможностей для улучшения (европейских систем здравоохранения) лежат в области укрепления здоровья, профилактики, медицинской грамотности и более здоровой окружающей среды…»
Больничный центр Кова-да-Бейра в Португалии показывает конкретный пример таких возможностей.
Здесь разработана платформа, позволяющая врачам дистанционно наблюдать за уязвимыми пациентами с хроническими заболеваниями, в частности следить за такими ключевыми параметрами, как кровяное давление и вес. Инструменты на основе ИИ могут обнаруживать ранние признаки проблем и предупреждать врачей о необходимости принятия дополнительных мер профилактики.
Доктор Луис Оливейра так описал работу платформы: «Она помогает пациенту почувствовать себя активным участником процесса лечения, и мы видим, что пациенты лучше придерживаются предписанного лечения и здорового образа жизни. Также она обеспечивает постоянную связь и общение пациента с отделением, что в свою очередь помогает всем чувствовать себя более уверенно и комфортно».
Такой подход привел к резкому сокращению числа пациентов, нуждающихся в посещении больницы. Цифры говорят сами за себя: посещения отделений неотложной помощи сократились на 85%, а случаи госпитализации – на 62%.
Компания Coala Life разработала технологию, которая позволяет врачам дистанционно обнаруживать предвещающие сигналы от сердца и легких, в то время как пациенты живут обычной жизнью, что помогает начинать лечение на ранних стадиях. Возможность отслеживать аритмию таким образом экономит время кардиологов, медсестер и пациентов. А так как пациенты знают, что о них заботятся в режиме реального времени, многие из них отмечают снижение тревожности. Это огромное преимущество для укрепления психического здоровья. К тому же длительное беспокойство может нанести серьезный ущерб организму, так что такой подход имеет преимущество и с точки зрения физиологии.
Увеличение пропускной способности без удлинения рабочего дня
Идея телемедицины обсуждается уже много лет. Но по-настоящему она созрела с началом пандемии, когда системы здравоохранения переориентировались на обеспечение безопасности пациентов и персонала.
Медицинский округ Хельсинки и Уусимаа в Финляндии оказывает удаленные медицинские услуги в сочетании с традиционной очной медпомощью. Виртуальная больница предоставляет комплексную помощь пациентам, включая наблюдение за психическим здоровьем и консультирование по вопросам зависимости. Эти факторы способствуют развитию хронических заболеваний, таких как болезни сердца, поэтому очень важно устранить их, чтобы люди оставались здоровыми и не попадали в больницы.
Гибридный подход идеально подходит пациентам и позволяет медицинским работникам помогать большему количеству людей без удлинения рабочего дня. Например, психотерапевты могут обслуживать в три раза больше пациентов, а терапевты в программе контроля веса – до пяти раз.
Благодаря такому гибридному подходу, когда виртуальные медицинские услуги переплетаются с физической, очной помощью, мы можем лечить больше пациентов, чем когда-либо прежде, – Виса Хонканен, директор по стратегическому развитию Университетской больницы Хельсинки.
Технологическая компания Telemedico переосмысливает ценность телемедицины, которую она может предложить врачам и пациентам. Ее технологии позволяют врачам безопасно звонить пациентам по видеосвязи и общаться в чатах, а также предназначены для укрепления связи врача с пациентом. Перед приемом инструменты на основе искусственного интеллекта анализируют данные пациента и предоставляют врачам информацию о возможном диагнозе, лечении и направлениях. Это помогает медикам оптимально использовать свое время для работы с каждым пациентом. Доктор Томаш Гжелевски отметил:
Эффективность искусственного интеллекта позволяет мне дольше общаться с пациентами и лучше их узнавать.
Еще один важный способ, с помощью которого системы здравоохранения увеличивают пропускную способность работников первой линии, – это использование инноваций для облегчения бремени административных задач. Безусловно, для обеспечения наилучшего ухода важно собрать данные о пациентах, такие как показатели здоровья, принимаемые лекарства, особенности образа жизни. Но медперсоналу всегда было сложно все успеть до окончания рабочего дня. А чтобы при работе со сложной терминологией ничего не упустить, необходимо внимание и время – время, которое можно было бы провести с пациентами или посвятить отдыху и восстановлению сил.
Новые инструменты помогают справиться с этой задачей, действуя подобно невидимому цифровому секретарю, фиксируя всю важную информацию, которую необходимо изучить во время приема, – надежно и безопасно. По данным Nuance, это может сократить время, которое врач тратит на работу с документами, на шесть минут на каждого пациента.
Но что именно это означает?
Для кардиологов это может означать увеличение на 24% числа пациентов, принимаемых за день. А сокращение административных задач может оказать на медицинских работников огромное положительное влияние. HIMSS и Nuance опросили медработников по всему миру и выяснили, что 82% врачей и 73% медсестер считают нагрузку, связанную с ведением документации, серьезным фактором, вызывающим чувство выгорания.
ИИ, автоматизация и оказание медицинской помощи – результаты лучше, времени больше
Поскольку ожидается, что в ближайшие годы основной причиной смерти станет ХОБЛ, сектор здравоохранения уделяет особое внимание основанным на данных стратегиям лечения пациентов этой категории. Для людей с ХОБЛ кислородная терапия может стать важнейшей частью лечения. Однако стандартная кислородная терапия требует от медперсонала 20-30 ручных регулировок в день, а это большая нагрузка.
ИИ помогает автоматизировать этот процесс, принося пользу пациентам и персоналу. Технология O2Matic на основе искусственного интеллекта непрерывно регулирует кислородный поток на протяжении всего курса лечения, хоть в больнице, хоть на удаленном лечении дома, подавая пациенту оптимальное количество кислорода. Качество лечения улучшается, и пациентам с ХОБЛ, которым раньше требовалось 4-5 ежегодных посещений больницы, теперь достаточно в среднем 1-2 посещений.
Заглядывая в будущее
Для проблемы с нагрузкой на европейские и мировые системы здравоохранения нет универсального решения. Как отмечает Всемирная организация здравоохранения, хотя число врачей и медсестер в Европе растет, этого недостаточно, чтобы успевать за спросом. Государственный сектор должен сыграть здесь важную роль, помогая обучать, привлекать и удерживать талантливых специалистов.
Но если вспомнить прошедший год, то очевидно, что отрасль здравоохранения доказала свою способность вводить новшества – и делать это в темпе. Сегодня есть возможность и настоятельная необходимость продолжать этот путь и выходить на передовые позиции, дополняя технологиями усилия врачей и медсестер, чтобы они могли больше времени уделять сохранению здоровья пациентов, а не только помогали тем, кто уже тяжело заболел.
И так как пандемия продолжает влиять на общество, сейчас не время сбавлять темпы преобразований в секторе здравоохранения.
Мы несем коллективную ответственность за заботу о тех, кто заботится о нас.
С 3 по 5 октября 2025 года в городе Переславль-Залесский прошла XXI конференция разработчиков свободного программного обеспечения. Мероприятие посетило свыше 2 тысяч участников, присутствовавших лично и подключившихся удаленно. Организацию события взяли на себя компания «Базальт СПО» и Институт программных систем имени А.К. Айламазяна Российской академии наук (ИПС РАН)
В июле 2025 года в компанию «Доктор Веб» обратился клиент из государственного сектора Российской Федерации с подозрением о возможной компрометации внутренней сети. Гипотеза возникла в связи с тем, что клиент зафиксировал рассылку нежелательных сообщений с одного из корпоративных почтовых ящиков. Проведенное нашей антивирусной лабораторией расследование инцидента показало, что учреждение подверглось целевой атаке со стороны хакерской группировки, которую специалисты «Доктор Веб» идентифицировали как Cavalry Werewolf. Одной из целей кампании был сбор конфиденциальной информации и данных о конфигурации сети
«Доктор Веб» представляет обновленную версию Dr.Web vxCube. Основное изменение — наложение отчета песочницы на Enterprise-матрицу MITRE ATT&CK, что позволяет объединить результаты анализа с базой знаний о тактиках и техниках атакующих. Результат: более точная оценка вредоносности исследуемых образцов и выстраивание хронологии атаки. Матрица MITRE ATT&CK в формате базы знаний описывает тактики и техники киберпреступников, атакующих информационные системы, — это позволяет специалистам по информационной безопасности получать готовые данные для повышения эффективности защиты инфраструктуры
Согласно статистике детектирований антивируса Dr.Web, в III квартале 2025 года общее число обнаруженных угроз снизилось на 4,23% по сравнению со II кварталом. При этом количество уникальных угроз увеличилось на 2,17%. Чаще всего на защищаемых устройствах обнаруживалось нежелательное рекламное ПО, рекламные трояны и вредоносные скрипты. В почтовом трафике преобладали вредоносные скрипты, бэкдоры, и различные троянские программы, такие как загрузчики, дропперы и похитители паролей
В конце июня 2025 года в компанию «Доктор Веб» обратились представители российского предприятия машиностроительного сектора c просьбой выяснить, являются ли периодические срабатывания антивируса на одном из компьютеров признаком заражения или же вызваны неким сбоем. Расследование инцидента показало, что реакция антивируса оказалась штатной, а предприятие подверглось целевой атаке
В октябре 2023 года в компанию «Доктор Веб» обратилось российское предприятие машиностроительного сектора с подозрением на присутствие ВПО на одном из своих компьютеров.
Более половины российских компаний сегмента МСП планируют увеличить траты на информационную безопасность в 2025 году, однако большинство готовы укреплять защиту лишь в ответ на внешнее давление. Так, 74% компаний заявляют, что готовы действовать только в случае введения новых требований регулятора — такие данные представлены во второй части исследования ИТ-компании «Киберпротект» и платформы по поиску работы «Работа.ру»
Ваши контактные данные не публикуются на сайте.